Дмитрий Пяткин [neverdimka]
Всем – хорошего дня! Сегодня у нас еще один «гость в студии»: специалист по SMM Дмитрий Пяткин, 22 года, Екатеринбург, образование - военный инженер в сфере вычислительных сетей и программного управления (!). Пару лет назад заинтересовался маркетингом в социальных медиа, круто изменил жизнь и с головой погрузился в мир интернет-рекламы. Работает в рекламном агентстве. Параллельно собрал команду SMM специалистов и людей из смежных областей и создал собственный проект – агентство цифровых коммуникаций Repost.
«Если вы считаете, что чего-то не можете или же считаете, что можете - вы в любом случае правы» - Генри Форд
«Я верю, что сильное желание и твердое намерение в достижении целей определяет успех каждого человека. Поэтому в жизни не следует ни в чем сомневаться» - Д.П.
- Посоветуйте новичкам на ниве фриланса – как понять, ответственный ли перед ними заказчик.
Д.П.: Я полагаю, в этом вопросе следуем обратить внимание на ряд очевидных факторов:
- поведение заказчика в процессе общения иногда может интуитивно подсказать степень его добросовестности, хотя полагаться полностью на этот фактор не стоит.
- соотношение сложности проекта и его стоимости. Если вы видите, что стоимость проекта явно выше средней стоимости за схожие проекты, есть вероятность, что заказчик намеренно стремится привлечь любителей "легкой наживы".
- соотношение затраченного времени на выполнение проекта и его стоимости. Иногда бывает так, что вы понимаете: для вас сложность предлагаемой работы незначительна. Оцените свои трудозатраты и ответьте на вопрос: "насколько существенен "урон", наносимый моему времени и кошельку в случае недобросовестности заказчика?" Если этот урон несущественен, то можно рискнуть и довериться заказчику.
В своей практике, я иногда прибегаю к такому методу: если сумма проекта достаточно высока (например более 10-20 тыс.руб.) и кроме устных договоренностей между мной и заказчиком ничего нет, я разделяю весь оговоренный объем работ на несколько этапов - порядка трех и более, и предлагаю заказчику оплачивать работу поэтапно, дробя один большой платеж на множество небольших. Как правило, такая схема работы удобна как для меня, так и для заказчика, так как дает уверенность не только мне, но и ему самому.
- Что по вашему - хорошо составленное ТЗ?
Д.П.: - подробное описание всех аспектов реализации проекта, каждого этапа;
- простота и лаконичность изложения всех значимых моментов;
- желательно, чтобы задание было построено не в свободной форме, а строго по требованиям исполнителя;
- указание точных числовых параметров (если они имеются), например ширина, высота, цвет, объем файла, некий набор ключевых показателей эффективности и т.д..
-Бывают ли в вашей сфере невыполнимые задачи, если да-то какие, как вы тогда поступаете?
Д.П.:В принципе, по-настоящему невыполнимых задач не бывает. Самым часто встречающимся препятствием на пути к реализации проекта, по моему опыту, является его стоимость. На ниве маркетинга в социальных сетях (SMM) заказчик часто сбит с толку сумбурным ценообразованием на рынке данной услуги и ошибочно полагает, что качественная полноценная услуга в этой области может быть весьма скромна по цене. Каким либо образом переубеждать или "уговаривать" клиента в этой ситуации - абсолютно непродуктивно. Если он не имеет представления о ценности конкретной услуги, то, скорее всего, не осознАет и ценности проделанной работы. Поэтому, если исполнителю дорога его репутация и нервы, то разумнее не браться за такие задачи. Не стоит идти на компромиссы ради лишнего рубля. Проигрывает от этого в первую очередь исполнитель.
- Как совместить материал для людей и для поисковых систем и возможно ли это?
Д.П.: Современные поисковые алгоритмы максимально ориентированы на органичность контента, поэтому я считаю, что в фокусе нужно держать интересы пользователя и качество материала с точки зрения человека. Особенно это актуально сейчас, с массовым развитием социальных сетей. Текст для человека - не только интереснее, но и способен оказывать куда большее эмоциональное воздействие. Сегодня потоки информации так велики, что в памяти задерживается только то, что больше нас "зацепило" в эмоциональном плане. Так что ответ однозначен: материал должен быть для людей.
- Как вы относитесь к вирусной рекламе?
Д.П.: В каком то смысле - это мой хлеб:)
Ну а если серьезно, то в основе любой работы с контентом в социальных сетях лежит принцип вирусности. То есть, контент должен быть таким, чтобы у пользователя возникало желание им поделиться, рассказать своим друзьям и т.д. Для этого нужно правильно выбирать ключевые тематические посылы и обращать их в сторону целевых пользователей.
- Что такое, по вашему, хорошо спланированный рабочий день? Не расслабляет ли фриланс?
Д.П.: Хорошо спланированный рабочий день для меня - наличие списка из задач, которые необходимо решить в течение этого дня, записанные по пунктам в ежедневнике. Обычно я использую для этого телефон и настраиваю напоминания. Можно даже не планировать задачи согласно неким временным рамкам (например: написать письмо клиенту с 10 до 11 утра), время можно подкорректировать - это делает график более гибким. Самое главное - иметь перед глазами и в памяти четкий и конкретный список задач. Практика показывает, что как только вы записали все, что нужно сделать сегодня, то с вероятностью более 80% вы всё это успеете сделать, не упустив и не забыв ни одного дела.
Поэтому фриланс меня не слишком расслабляет. У меня есть задачи, а время их решения в течение дня я спокойно варьирую по ситуации, не теряя своей продуктивности.
- Работа в офисе и фриланс – в чем плюсы и минусы той и другой стороны.
Д.П.: Работа в офисе
плюсы:
- атмосфера способствует лучшей организации времени;
- можно быстро обсудить рабочие моменты и скоординироваться с коллегами;
минусы:
- все перечисленное справедливо в большей степени для собственного офиса, поэтому, когда пытаешься успевать что-то по фрилансу, работая по найму на основной работе, продуктивность снижается;
- не во всех офисах присутствует атмосфера драйва, задора, позитива. Иногда слишком строгая атмосфера приводит к зашоренности персонала и убивает креатив. Впрочем, этого можно избежать и позаботиться о правильной атмосфере, обратив данный пункт в плюс.
Работа из дома, фриланс
плюсы:
- свободная, комфортная и привычная атмосфера собственного жилища позволяет решать задачи более непринужденно, иногда оказывается куда проще находить правильные решения;
- свободный график позволяет самостоятельно распределять время;
минусы (в основном проистекают из плюсов):
- сложнее себя дисциплинировать, да и вообще настроиться на рабочий лад;
- иногда бытовые задачи могут сильно отвлекать от работы;
- всегда сохраняется некий соблазн оставить работу на самый последний момент, в результате чего всё делается по студенческим канонам - в ночь перед завершением проекта;
- сложнее вести переговоры с серьезными клиентами, которые не прочь подъехать к тебе в офис, но вот ведь незадача - его нет:)
Для себя я склоняюсь к первому варианту - работе в офисе. Все таки, рабочая атмосфера значит для меня больше привычного домашнего уюта.
-У вас очень хорошее образование, что оно дало для новой работы?
- Да, я обучался в Военно-Космической Академии им. А.Ф.Можайского в Санкт-Петербурге и уровень преподавания там был и остается весьма высок. Однако основная польза от военного образования, как мне видится, лежит не столько в области знаний по специальности, сколько в устойчивых моделях поведения, приобретаемых в силу военной специфики. Распорядок дня, субординация, решение тех или иных задач, поставленных командованием помимо учебного процесса - всё это укрепляет навыки самодисциплины и развивает способность структурировать любые задачи по степени значимости и рационально использовать отведенное время для их решения. Ну а жизнь в казарменном формате помогла отработать навыки поведения в большом коллективе. Мне кажется, практически нет областей человеческой деятельности, где вышеуказанные навыки были бы чужды. Впрочем, я никого не призываю сломя голову бросаться поступать в военные ВУЗы:) Не каждому по душе весь этот военный антураж:)
- В каком случае вы довольны собой?
Д.П.: Это происходит тогда, когда все текущие задачи, поставленные мной перед самим собой, завершены. Пожалуй, это одно из самых приятных ощущений: знать, что сделал большое дело.
- Что для вас - жизнь удалась?
Д.П.: Это тогда, когда в жизни у тебя есть конкретные цели и ты каждый день движешься в направлении их реализации. Когда не идешь на компромиссы с совестью в угоду условностей и устоявшихся правил, навязанных извне другими людьми. Вообще, жизнь "удается" каждый день, если ты двигаешься вперед и в каждый момент времени - она прекрасна.
Разговоры разговаривала Ирина Косилова (Bobinsky)