Особенности сотрудничества с отдельными категориями работодателей и фрилансеров (часть 3)
3. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…
Этот отрывок из великого романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» не случайно выбран в качестве подзаголовка для третьей части статьи. Отдельная группа риска – «заказчики», которые хотят, чтобы за них учились другие. Речь идёт о заказчиках курсовых и дипломных работ.
Господа студенты, давайте, положив руку на сердце, обсудим один очень важный вопрос. Неужели вы считаете, что за 50, 100, 150, 200 или максимум 300 долларов человек, выполняющий курсовую либо дипломную работу, создаст для вас литературный шедевр либо совершит грандиозное научное открытие?
Вы хотите, чтобы исполнитель курсового или дипломного проекта бегал по библиотекам, поднимал редчайшие научные труды, перечитывал десятки, а то и сотни книг, выбирал из этих книг уникальную информацию, а также консультировался по теме работы с практикующими специалистами? В таком случае, стоимость курсовой работы будет минимум 500 долларов США, стоимость дипломной работы – 1500-2000, а иногда и все 3000 долларов США.
Потому что такова себестоимость данной работы. Человек, выполняющий курсовую (дипломную) работу, должен в течение месяца (двух-трёх месяцев) заниматься только этой работой, вообще не делая больше ничего, уделять работе минимум 10 часов своего времени в сутки. За это полагается соответствующая оплата.
Понятно, что большинство студентов такие деньги заплатить не смогут, поэтому по указанным в начале предыдущего абзаца расценкам исполнитель работы соберёт из интернета материал, и в лучшем случае немного разбавит его какой-нибудь информацией из своей библиотеки и собственными мыслями. Если работа будет выполнена добротно, за неё можно будет поставить четвёрочку с минусом по пятибалльной системе либо же 7 баллов по 10-тибалльной шкале оценок. Но это возможно при том условии, что преподаватель будет хорошо руководить работой, вовремя укажет студенту на имеющиеся в ней недочёты и даст время их исправить. Ставят за такие работы и более высокие оценки, но эти оценки завышенные, их преподаватели ставят по доброте душевной.
Однако в большинстве случаев преподаватель, увидев, что студент принёс работу, выполненную другим человеком, начинает очень строго студента наказывать. Давайте установим еще один факт. Каким образом преподаватель должен относиться к студенту, который мало того, что самостоятельно не сделал никакой работы по курсовому (дипломному) проекту, так даже не удосужился свою курсовую (дипломную) работу прочитать, и по теме работы абсолютно ничего сказать не может? Преподаватель вполне обоснованно воспринимает такое отношение студента к выполнению курсового (дипломного) проекта, как неуважение к себе и своему предмету. Понятно, что это не всегда так, но преподаватель имеет полное право требовать от студента добросовестного отношения к своему предмету в целом и курсовому (дипломному) проекту в частности. Поэтому работу студент должен писать самостоятельно.
Фрилансер при работе с заказчиками курсовых и дипломных работ несет очень существенные риски. Приступая к разработке курсового либо дипломного проекта, фрилансер принимает на себя обязательство написать этот проект как минимум на удовлетворительную оценку, так, чтобы студент защитил работу. Однако преподаватель может с лёгкостью «завалить» студента на защите, стремясь наказать его за то, что работа выполнена другим человеком.
Давайте рассмотрим ряд примеров:
— Студент приносит преподавателю работу, а преподаватель по объективным или субъективным причинам откладывает проверку работы до последних дней. Проверяя работу в последующие дни, преподаватель обнаруживает, что работа сделана студентом не самостоятельно, а, возможно, и не очень качественно, и ставит студенту неудовлетворительную оценку.
— Преподаватель испытывает личную неприязнь к студенту и снижает ему оценку за курсовую (дипломную) работу вплоть до неудовлетворительной оценки.
— Преподаватель просто не в настроении по тем или иным причинам. А предоставление студентом купленного за деньги курсового либо дипломного проекта ещё больше «подливает масла в огонь». Преподаватель вымещает на студенте свой гнев, опять же «заваливая» студента и оценивая предоставленную работу неудовлетворительной оценкой.
— Преподаватель просто неуважительно относится ко всем студентам, которые не выполняют самостоятельно курсовые и дипломные работы, и из принципа ставит студенту «неуд».
Ещё можно привести много примеров, отличающихся от вышеописанных по содержанию, но схожих с ними по смыслу. Суть в том, что в четырёх приведенных выше примерах фрилансер не виноват в том, что студент получает за работу неудовлетворительную оценку. И в этом заключается изюминка проблемы. Как я уже сказал выше, фрилансер изначально обязуется написать курсовую либо дипломную работу хотя бы на удовлетворительную оценку. Иногда от фрилансера (за упомянутые выше небольшие деньги) могут требовать выполнения работы на «хорошо», а то и вовсе на «отлично».
Если же студент хотя бы удовлетворительную оценку за работу не получает, к фрилансеру может предъявляться очень много необоснованных претензий. А доказать, что неудовлетворительная оценка получена не по вине фрилансера, очень сложно, а зачастую вообще невозможно.
В случае написания курсовой (дипломной) работы на условиях оплаты по факту, заказчик может отказаться оплачивать работу. В случае если заказ выполнялся фрилансером на условиях предварительной оплаты, заказчик может требовать возврата денежных средств. Помимо этого, заказчик может написать фрилансеру отрицательный отзыв, сделать публикацию о фрилансере в базе данных мошенников, а также пытаться узаконить свои недобросовестные, а порой и неправомерные действия. Ведь, как уже упомянуто выше, оценку «два» по любой системе заказчик работы получил не по вине фрилансера, а по собственной вине либо по прихоти преподавателя.
Реальный пример. Недавно на бирже фриланса «А» произошёл специфический случай недобросовестного поведения со стороны работодателя. Заказчик курсовой работы «Б» договорился с фрилансером «В» о работе через сервис, гарантирующий безопасное сотрудничество. Фрилансер выполнил работу в срок и отправил её заказчику. Заказчик принял работу, был полностью ей доволен и завершил сделку со своей стороны. После того, как фрилансер закрыл сделку со своей стороны, фрилансер и заказчик обменялись очень хорошими отзывами.
Позднее выяснилось, что заказчик оказался посредником и не был компетентен в теме дипломной работы, соответственно, не смог её надлежащим образом оценить. У преподавателя в последний момент возникли претензии к работе, вследствие чего преподаватель поставил за нее неудовлетворительную оценку. Заказчик начал требовать с фрилансера возврата денежных средств, обращался с жалобой к руководству сайта.
В данном случае, фрилансера спасло лишь то, что сотрудничество между ним и заказчиком осуществлялось через сервис, гарантирующий безопасное сотрудничество. Жалоба заказчика не была удовлетворена по той причине, что заказчик обязан в полном объёме отвечать за свои действия, и если он принял работу, не предъявил к ней никаких претензий изначально и завершил сделку со своей стороны, он не имеет права предъявлять претензии уже после завершения сделки. С юридической точки зрения решение администрации сайта о неудовлетворении жалобы было правильным.
Однако из этой истории каждому фрилансеру следует извлечь очень серьёзный урок. Я не рекомендую фрилансерам заниматься выполнением курсовых и дипломных работ за деньги вообще. Во-первых, это неблагодарная работа, у которой очень низкая себестоимость. Лучше научиться грамотно и креативно писать рекламные тексты. На этом можно зарабатывать гораздо больше. Ну и во-вторых, риск сотрудничества с заказчиками дипломных работ очень высок.
Фрилансеру приходится нести ответственность и за характер преподавателя, и за его настроение, за любовь или нелюбовь преподавателя к студентам, которые заказывают курсовые и дипломные работы за деньги, а также за все прочее. Отвечать приходится и за студента, который даже не может прочесть свою работу, а порой и вовсе не помнит точное название темы курсовой либо дипломной работы, которую ему за деньги написали.
В случае если возникают какие-то проблемы, фрилансер всегда остаётся «крайним». И заказчик имеет сотни возможностей свалить на фрилансера всю вину за полученную неудовлетворительную оценку, даже если работа выполнена просто великолепно. В некоторых случаях заказчик может не оплатить фрилансеру работу, и, как уже сказано выше, постарается узаконить свои неправомерные действия. Поэтому, господа фрилансеры, с проектами по написанию курсовых и дипломных работ рекомендую не связываться.
Хочу дать рекомендации и преподавателям. Господа преподаватели, давайте более реалистично смотреть на мир. Если вы даёте студенту работу на дом, будь то курсовая, дипломная или контрольная работа, либо обычный реферат, или эссе, будьте готовы к тому, что студент может сделать эту работу несамостоятельно. И не следует эмоционально на это реагировать, воспринимать сей факт близко к сердцу. Прежде всего, так себя вести – себе во вред. Если Вы хотите наказать студента, самый мудрый способ – сделать это на зачёте или экзамене. Следует поставить за работу ту оценку, на которую она написана, при этом предупредить студента о том, что на зачёте (экзамене) за эту оценку студенту придётся ответить. А если же вы хотите, чтобы студенты всегда гарантированно писали работы самостоятельно, давайте студентам работы в аудитории, и в случае малейшей попытки списать сразу же ставьте «два» по любой системе. На таких условиях вряд ли кто-то осмелится списывать.
Хочу дать рекомендации и студентам. Господа студенты, учитесь самостоятельно. Покупка работ за деньги, на самом деле, никогда ещё никого не доводила до добра. Возьмите лучше эти деньги и отложите их на покупку новой сумочки от Gucci либо на поездку на Кипр. Пользы от такого применения денежных средств будет гораздо больше.
В целом, хочу сказать о том, что дипломные и курсовые работы, на мой взгляд, — архаичный и несостоятельный метод контроля знаний. Несостоятельность его, главным образом, заключается в том, что очень небольшая часть студентов пишет работы самостоятельно. Поэтому, на мой взгляд, надо курсовые и дипломные работы из университетских программ убирать и заменять их какими-то другими методами контроля знаний студентов.