Как фрилансеру свести количество правок к минимуму
Правки — страшный сон фрилансера. Иногда их может быть столько, что проще переделать проект с нуля, чем внести все изменения. При этом не всегда в плохом выполнении работы виноват именно фрилансер, который сначала взял задание, а потом посмотрел его суть. Намного чаще сам заказчик составляет ТЗ на авось, а в ходе работы уже добавляет в него 5-10-15-20 пунктов, которые обязательно нужно выполнить.
Как же бороться с подобным отношением?
Забейте на проект
Конечно, нежелательно добавлять контакты заказчика в черный список, ставить статус «невидим» в мессенджерах и прочее. Но, если уже на начале работы над проектами клиент пишет вам каждый 5 минут со словами: «А, забыл, сделай логотип зеленым», «Нет, лучше красным, но буквы обязательно должны быть оранжевыми». То такого человека лучше вежливо попросить поискать другого, более покладистого исполнителя, чем тратить на вас свое время и деньги.
Со временем вы уже на этапе общения по проекту научитесь выявлять таких заказчиков.
Вы - эксперт
Сразу правильно представьте себя клиенту. Если вы копирайтер, то не нужно задавать вопросы типа:
- А призыв к действию писать?
- От какого лица пишем текст?
Или на каждое замечание реагировать извинениями:
- Простите, пожалуйста, сейчас исправлю;
- Я такая неловкая…
И т. д. Ну правда, такие фразы вас только принижают. Говорите по существу: «Ошибку вижу, сейчас исправлю». Либо объясните, почему вы написали именно так, а не иначе.
А вы куда путь держите, батенька?
Заранее уточните, какую цель преследует заказчик:
- ему нужно полностью переделать формат предложения;
- подкорректировать стиль текста;
- привлечь потенциальных клиентов?
Каждый вариант требует своего подхода к выполнению проекта.
Держите клиента в курсе хода работы
Покажите ему прототип сайта, отправляйте промежуточные отчеты. Особенно это важно, если выполняете проект под ключ. Так заказчик будет уверен, что вы не сделали все в последнюю минуту.
Фиксируйте изменения
Если все же править работу пришлось, то тщательно зафиксируйте изменения. Если меняли текст, то выделите другим цветом исправленные предложения. Если работали над дизайном — сохраните несколько вариантов проектов.
Особенно когда заказчик сначала просит «поиграть с оттенками», а в итоге возвращается к первоначальному варианту.
Платные правки
Еще на этапе обсуждения проекта сразу оговорите количество правок. Все, что свыше этого лимита, — выполняйте за дополнительные деньги.
А как вы боретесь с многочисленными правками?