Юридическое значение электронных сообщений

Вы часто пользуетесь электронной почтой для согласования договоров или технических заданий? Принимаете заказы через сайт и передаете результаты работ через Интернет? Доверяете обещаниям контрагента и сканам документов, полученным по электронке?

Значит, пора задуматься, как подстраховаться на случай отказа клиента от своих обязательств.

Начнем с того, что сама по себе переписка по электронной почте не имеет доказательственного значения, если вторая сторона в споре не признает ее наличие и содержание. Однако имеются законные способы обеспечения юридической силы электронных документов, которыми стороны обмениваются в рамках электронного взаимодействия.

При наличии между сторонами специального соглашения суд принимает электронную переписку в качестве доказательств, если отправителем использовалась электронная подпись. Таким же образом считаются имеющими юридическое значение и иные действия, совершаемые с использованием электронной подписи, в результате которых создается электронное сообщение (электронный документ) в рамках системы информационного взаимодействия (например, при оформлении заказа на сайте).

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», электронные подписи делятся на простые и усиленные. Усиленная подпись отличается от простой тем, что позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания, благодаря использованию в последней средств криптографического преобразования информации.

Тем не менее, использование усиленной электронной подписи существенно затруднено в связи с необходимостью применения средств криптографии, общей системы электронного взаимодействия, оператором которой является третья сторона, а в ряде случаев — дополнительных требований по получению электронных сертификатов в удостоверяющих центрах.

В то же время простая электронная подпись может подтверждать факт формирования электронной подписи определенным лицом посредством использования кодов, паролей или иных средств, в том числе логинов и паролей, указанных в учетной записи пользователя Интернет-ресурса или вэб-приложения, а также обычного электронного адреса (email) отправителя. Таким образом, простая электронная подпись применяется там, где необходимо и достаточно подтверждения того, что подписанный ей электронный документ направлен определенным лицом.

При этом законом установлено, что электронные документы, подписанные простой электронной подписью, признаются равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью.

Легкость создания и использования простой электронной подписи компенсирует недостаток по степени защищенности подписываемой ей информации. Вследствие этого, простая электронная подпись в настоящее время получает широкое распространение в различных системах дистанционного оформления сделок, а также для обеспечения электронного документооборота в рамках исполнения договоров (например, по договору на разработку ПО).

В первую очередь использование простой электронной подписи направлено на обеспечение юридической значимости любых электронных сообщений, направляемых по электронной почте или с использованием программных средств Интернет-сайтов и мобильных приложений в электронной коммерции.

При этом внедрение простой электронной подписи не требует материальных затрат. Для этого, как уже было сказано выше, сторонам достаточно оформить соглашение о порядке использования электронной подписи, которое (в зависимости от порядка оформления сделки) может включаться в пользовательское соглашение или оферту на сайте либо двусторонний договор в печатной форме.

Комментарии (0)

Комментариев еще нет

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Войдите или зарегистрируйтесь.
×
Allfreelancers.su